Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Язэп Дроздович

Дроздович Язэп (1888-1954) - белорусский живописец, график, скульптор. Уже несколько лет в Беларуси проводится один из самых необычных в Европе международных пленэров. Его участники собираются в очень живописном уголке Витебщины, в деревне Пуньки Глубокского района, и, как когда-то любил делать выдающийся белорусский художник Язэп Дроздович, путешествуют по окрестным деревням, рисуют все, что трогает сердце. И удивительная вещь - чем пристальнее всматриваются они в земную красоту, тем выразительнее проступает в их произведениях нечто вечное, космическое. И это не случайно. Ведь Язэп Дроздович, памяти которого посвящаются эти международные пленэры, был художником не только земли, но и космоса. Он одним из первых в 30-е годы начал изображать в своих произведениях жизнь на других планетах - Марсе, Сатурне, Луне. Ученые только подступались к исследованиям космического пространства, а художник силой своей фантазии уже создавал новые миры, пробовал представить, какие они, наши браться по разуму...

Родился Язэп Дроздович 1 октября 1888 года в деревне Пуньки Глубокского района. Его мать осталась вдовой с шестью детьми, без земли, но все же сделала все, чтобы младший сын получил художественное образование, и отправила его учиться в Виленскую рисовальную школу профессора живописи И. Трутнева. Всю жизнь Язэп Дроздович очень бедствовал, у него никогда не было своего дома, ему не хватало денег на полотно и краски, писать приходилось на коленях. Еще при жизни большая часть созданных им картин пропала.

В начале века Я. Дроздович, как и многие виленские художники, увлекался стилем модерн. Именно в этом стиле оформил он книгу стихов известной белорусской поэтессы Констации Буйло "Курганный цветок". После революции Я. Дроздович работал в белорусском литературном издательском отделе комиссариата просвещения, оформлял первый в Советской Беларуси букварь.

В 1921 году Я. Дроздович поехал в свои родные места к больной матери, где продолжал работать. Он зарисовывал памятники архитектуры и этнографии и, несмотря на то что Дисенщина (теперь Глубокский район) находилась на территории отданной Польше Западной Беларуси, постоянно посылал все собранные материалы в Минск, в Институт белорусской культуры. В его альбомах - сотни памятников архитектуры Новогрудка, Вильни, Крева, Глубокого и других мест. Эти памятники для него были своеобразными точками отсчета времени, связью с прошлым и будущим. Будущее очень образно воплотилось в фантазийных рисунках Дроздовича, на которых появляется светозарный город всеобщего счастья.

Буржуазная Польша, к которой была присоединена в то время Западная Беларусь, жестоко расправлялась с белорусским национальным движением. Я. Дроздович, который некоторое время жил в Вильне, очень переживал из-за этого.

В 1933 году Я. Дроздович опять возвратился в свои родные места и там, "между Мнютой и Аутой", как он сам не раз говорил, создавал не только графические и живописные, но и скульптурные работы, например, скульптурные портреты литераторов и ученых А. Гриневича, Я. Почопки, М. Машары.

Много картин посвятил Я. Дроздович исторической теме. Романтично, возвышенно воспринимаются его полотна "Песнь Бояна", "Изгнание нежелательного князя в Полоцке", "Перстень Всеслава Чародея" и др. Он первым создал серию тематических портретов белорусского первопечатника Франциска Скорины. В начале 40-х годов появились посвященные ему картины "В свет за наукой", "Франциск Скорина в своей типографии в Вильне" и др. Создавал Дроздович и свои неповторимые, очень лиричные пейзажи.

Язэп Дроздович первым в белорусском изобразительном искусстве и одним из первых в европейском начал разрабатывать космическую тему. С самого детства его тянуло познать, как сам он говорил, "небесные беги", представить, как живут или могут жить братья по разуму. Пейзажи далеких планет, при всей своей точной, геометричной выстроенности, все равно очень напоминают земные. Я. Дроздовичу хотелось видеть не только на Земле, но и в космосе глубокое гуманистическое начало.

В 1931-1932 годах Я. Дроздович создал серию графических листов и живописных полотен на три основные темы: "Жизнь на Марсе", "Жизнь на Сатурне", "Жизнь на Луне". Например, в написанной в это время картине "Тривеж" мы видим воплощенную мечту художника о городе спокойствия и тишины. А созданное в 1934-1935 годах полотно "Артаполис" - это вид города искусства, который вырос среди деревьев.

В картине 1932 года "Встреча весны на Сатурне" художник попробовал изобразить жителей далекой планеты. Большеглазые, в одинаковых белых одеждах сатурняне стоят босиком на траве у большого здания, рядом с которым растут необыкновенные, неземные деревья. На первом плане - седобородый старец, который произносит что-то возвышенное и торжественное. Все взоры сосредоточены на солнце. Сатурняне подняли левую руку, приветствуя солнце, приветствуя весну.

Художник создал много и символико-аллегорических композиций, посвященных не только жизни крестьян в Западной Беларуси, но и жизни всего белорусского народа ("Погоня"). Я. Дроздович был очень чутким художником. И не случайно именно на пороге прихода к власти в Германии фашизма у него появились такие картины, как "Дух тьмы", "Дух зла". На первой из них - сова, которая распростерла свои крылья над развалинами замка, где притаились ночные страшилища. В это время Я. Дроздович очень сильно бедствовал, бывало, ему не на что было пообедать, не в чем выйти на улицу.

Но он продолжал писать свои картины, путешествовал от деревни к деревне и оставлял людям на память рисованные ковры, которые писал казеиновыми и масляными красками на самотканом, покрашенном в черный цвет полотне. И это он делал не столько ради заработка, сколько ради развития в народе эстетического чувства. Самыми любимыми его мотивами были лунные, ночные пейзажи. Каждая хозяйка в тех местах, где путешествовал Я. Дроздович, мечтала иметь "малярство дядьки Язэпа". Кроме пейзажей на коврах Дроздовича были растительные узоры, веселые звери-музыканты или памятники белорусской архитектуры - замки, дворцы...

Рисованные ковры остались основным источником заработка художника и в 50-е годы, когда он только изредка писал портреты и пейзажи. Чиновники и бюрократы никак не хотели признать исключительной ценности его творчества.

Известно, что последним произведением Я. Дроздовича был "Зачарованный замок" - ковер, который он расписал в 1954 году, незадолго до своей смерти. На берегу озера стоит вооруженный воин с пикой, а вдалеке виднеется красивый старинный замок...

"Дядьку Язэпа" в сильный мороз нашли на дороге крестьяне. Он был без памяти, и его отвезли в больницу, где Дроздович, не приходя в сознание, умер.

Участники международного пленэра имени Я. Дроздовича обязательно приходят поклониться его памяти на Леплянское кладбище неподалеку от Пунек, где он родился. Художники со всего мира приходят поклониться памяти не только удивительного художника, но и мечтателя, который еще в 1931 году издал научно-популярную брошюру "Небесные беги", где пытался постичь ритм пространства и времени. Этот ритм ощущается и в одном из его удивительных автопортретов, на котором седовласый вдохновенный старец как бы растворяется в космосе. Он держит в правой руке Землю, а вокруг него сияют звезды, проплывают планеты... Какой же хрупкой кажется наша Земля... Эта глубоко философская картина была написана в 1943 году, в самый разгар войны...

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?