Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Сент-Годенс О.

Со времени войны северных штатов против рабовладельцев Юга (1861 -1865) в Америке начался бурный подъем демократических сил. Он благотворно сказался на развитии американского изобразительного искусства. Именно в эту пору Америка выдвинула значительных представителей реалистического направления, которым принадлежит лучшее, что было создано в области изобразительного искусства в этой стране за три с половиной столетия ее истории. Самобытные творческие устремления американцев нашли тогда свое глубокое выражение не только в живописи и графике, но и в скульптуре. На смену слепым подражателям европейского классицизма в американскую скульптуру пришли мастера, сумевшие извлечь из знакомства с европейским искусством действительную пользу и в то же время полностью сохранившие в своем творчестве национальное лицо. Крупнейшим из них был Огастес Сент-Годенс (1848-1907), который вместе со своим предшественником и современником Джоном К. А. Уордом (1838-1910) по праву считается создателем американской скульптурной школы. В творчестве этого одаренного мастера вырабатывался так называемый "чисто американский" стиль скульптуры, в котором строгая сдержанность и достоверность сочетались с большой простотой и свободой творческих решений. Огастес Сент-Годенс получил профессиональное образование в Соединенных Штатах, а затем во Франции, где пробыл до 1875 года. Вернувшись на родину, скульптор вскоре создал свое первое значительное произведение - памятник адмиралу Фаррагуту (1881), который был установлен в Нью-Йорке. Яркая характерность образа, удачно найденное движение, темпераментная лепка, отличавшие эту скульптуру, снискали всеобщее восхищение.

В 1887 году Сент-Годенс исполнил для Чикаго свою знаменитую статую президента Соединенных Штатов Авраама Линкольна. Сама идея увековечения памяти великого государственного деятеля, борца за свободу негров требовала от скульптора монументального решения и определенной героизации образа. Сент-Годенс безусловно отдавал себе в этом отчет, разрабатывая свой замысел памятника Линкольну. Но при всей возвышенности образного строя скульптуры он не хотел ни на йоту поступиться реалистической конкретностью. Линкольн изображен как бы в минуту раздумия, поднявшимся со своего президентского кресла. В этой скульптуре, с ее богатой игрой светотени, превосходной лепкой форм, чистотой силуэта, есть нечто еще более ценное - общее настроение внутренней сосредоточенности, ухода в себя, может быть, трагических предчувствий, овладевших сильным и решительным человеком. Возможно, смерть президента Линкольна от руки фанатика-убийцы навела Сент-Годенса на мысль о подобной эмоциональной окраске образа.

Среди других памятников, выполненных этим выдающимся скульптором, особенно выделяется конная статуя генерала Шермана в Нью-Йорке (1892-1903). Наиболее значительной работой Сент-Годенса следует, пожалуй, признать аллегорическую статую "Мир господень" (1891). Эта статуя исполнена для надгробия памятника м-с Адаме на кладбище Скалистого ручья (Рок Крик) в Вашингтоне. Фигура сидящей женщины закутана в широкий плащ. Видно только молодое строгое лицо с закрытыми глазами и часть руки. Но чувство соприкосновения с глубокой безмолвной, всепоглощающей скорбью долго не может покинуть каждого, кому довелось увидеть это произведение. Сент-Годенс любил работать над рельефом, здесь сказались впечатления его детства, когда он учился пластике у резчика камней. Широко известен портрет писателя Р. Л. Стивенсона, выполненный скульптором в тонком бронзовом рельефе. Из декоративно-монументальных работ Сент-Годенса наиболее популярна установленная на одном из нью-йоркских зданий статуя бегущей Дианы. У Сент-Годенса было немало учеников и подражателей. Его искусство оказало влияние на всех выдающихся американских скульпторов XX века.

М.А.Ocтpoвский




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?