Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фотоальбом | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Клодт М.К.

Одним из представителей демократического направления в русской пейзажной живописи был Михаил Константинович Клодт (1833-1902). Клодт родился в Петербурге. Его отец, генерал-майор артиллерии К. К. Клодт, занимался гравюрой на дереве. Выйдя в 1835 году в отставку, он стал преподавать ксилографию в Академии художеств. Дядя Клодта был известным скульптором, двоюродный брат - известным живописцем, мастером бытового жанра.

Начав учиться, по семейной традиции, в Горном кадетском корпусе, Клодт, однако, полюбил не горное дело, а рисование, которое здесь преподавал И. Т. Хруцкий, художник круга А. Г. Венецианова. Вопреки желанию родителей, юноша оставил корпус и в 1851 году поступил в Академию художеств. Клодт окончил Академию по классу пейзажиста М. Н. Воробьева, получив золотую медаль второй степени за картину "Вид на острове Валааме", представленную на выставке 1857 года, и золотую медаль первой степени с правом на заграничную командировку за картину "Вид в имении Загезаль близ Риги" (1858).

Будучи за границей, Клодт посещал музеи, знакомился с произведениями современных художников, писал пейзажи. Однако природа Швейцарии и Северной Франции, где довелось жить Клодту, не вдохновляла его. Он мечтал о возвращении на родину. Еще за два года до окончания заграничной командировки Клодт писал в Академию художеств: "Прошу разрешить вернуться в Россию, чтобы заняться остальное пенсионерское время исполнением видов с натуры по России". Совет Академии удовлетворил его просьбу. Вернувшись, молодой художник совершил путешествие по России.

Однако в 1861 -1862 годах он должен был по этюдам и впечатлениям заграничного путешествия написать картины "Ночной вид в Нормандии. Рыбаки" и "Вид в долине реки Аа в Лифляндии". За эти картины Клодт получил звание академика. В дальнейшем он целиком посвятил свое творчество образам родной природы. В 1860-х годах Клодт, работая в Орловской, Тульской и Смоленской губерниях, создает пейзажи "Большая дорога осенью" (1863), "Дубовая роща" (1863), "Вид в Орловской губернии" (1864), "Русская деревня", "Аллея в березовой роще" (1867), "Лучи солнца", "Закат солнца в Орловской губернии" (1867).

Особенно типичным для творчества Клодта этих лет было полотно "Большая дорога осенью", правдиво запечатлевшее унылое русское бездорожье, убогую крестьянскую жизнь. Этот пейзаж получил высокую оценку В. В. Стасова. К концу 1860-х годов талант Клодта достиг полной зрелости. Преодолев свойственную его ранним произведениям сухость живописи и скрупулезную мелочность исполнения, художник создает различные по сюжету и настроению пейзажи, объединенные чувством глубокой любви к родине, к своему народу. Он мастерски связывает в единое целое изображение природы и человека, находя многообразную прелесть в самых скромных мотивах. По словам И. Е. Репина, произведения Клодта были "понятны и простым мужичкам".

В 1870-е годы художественная деятельность Клодта была тесно связана с передвижниками. Именно в это время им созданы лучшие произведения, к числу которых относятся "Коровы" (1870), "На пашне" (1872), "Лесная даль в полдень" (1873), "Полдень" {1870) и другие.

Картина "На пашне" заняла центральное место в творчестве художника, став образцом русского эпического пейзажа начала 1870-х годов. Невольно напрашивается сравнение этой картины с известным произведением А. Г. Венецианова на сходную тему. Однако изображение действительности здесь гораздо более реальное и трезвое. Картина правдиво рассказывает о незавидной доле русской крестьянки. Она ассоциируется с литературным образом известного стихотворения Н. А. Некрасова "Что ты жадно глядишь на дорогу. . ."

Клодт отдал много сил преподавательской деятельности в Академии художеств. Из его мастерской вышел ряд известных пейзажистов: Беггров, Дубовской, Клевер и другие.

М.А.Ocтpoвский




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?